Прошлый пост про неполноценность, похоже, резко сдиссонировал с картиной мира многих людей - было высказано очень много альтернативных точек зрения.
Мне хотелось бы кое-что прояснить насчет "дефолтной неполноценности", и проще всего это будет сделать, последовательно ответив на все возражения.Изначально ребенок себя чувствует вполне полноценным, а в ощущении неполноценности виноваты социум/школа/семья. Они его ломают и поэтому он вырастает неуверенным в себе.читать дальшеЕсли социум со школой в чем и повинны - так только в том, что не дают достаточно образцов для подражания или оказывают слишком большое давление, таким образом, превращая детское дефолтное неблагополучие в токсическое.
Экологичный социум всего лишь даст возможность человеку преодолеть детское неблагополучие. Будет эта возможность использована или нет - зависит от самого человека.Неправильно приравнивать слабость и неопытность к неполноценности. Если человек просто что-то не умеет - это НЕ ощущение неполноценности.не то чтобы неправда, но...Вы рассуждаете как взрослые. А ребенок так не рассуждает! На эмоциональном уровне у ребенка очень простая логика: могу=окей, не могу=не окей. И во взрослом возрасте у огромного числа людей до сих пор есть эта сцепка, ДАЖЕ при том, что они могут сознательно понимать вот это вот "даже если я что-то не умею, это не значит, что я неокей". По дефолту не могу = не благополучен, а вот их разделение - это приобретенный навык, то самое, что в посте я назвала "отдельные специальные действия для достижения благополучия". Круто, если вы смогли разорвать эту сцепку. Обычно, если не смогли.
Позиция "я ок" - это взрослое решение, ребенок ок быть не может. Ниже я поясню почему.С ребенком, которого любили безусловно и не оценивали, ничего такого не происходит и он становится вполне окейным взрослым.он становится очень сильно неокейным взрослым, если его не оценивалиЛюбить ребенка безусловно - это очень хорошо, и ребенку такая подушка безусловной любви очень нужна. Но увы, ее недостаточно. Нужны еще оценки, послушание, дисциплина - все то, что поможет впоследствии ребенку избавиться от эгоцентризма и приучит его жить в социуме, где нет безусловной любви, а есть принцип взаимности.
Дети, которые не столкнулись рано или поздно с требованиями родителей, не врастили в себя ценность дисциплины и не научились послушанию, вырастают в "золотых деток", мажоров, которые считают, что законы писаны не для них. Это крайние эгоцентрики, которые неспособны на эмпатию, которые считают, что все должны под них подстраиваться, а любое повиновение чужим требованиям для них катастрофа. Счастья одна лишь безусловная любовь родителей без послушания и дисциплины не приносит, а приносит только тревогу - из-за того, что золотые детки не умеют преодолевать фрустрацию, из-за того, что у них нереалистичные ожидания восхищения и любви от окружающих, из-за того, что социум (справедливо!) очень требовательный к своим членам. Золотые детки становятся самыми запойными наркоманами, будучи неспособны выживать без безусловной любви.
Ребенок нуждается в требованиях к нему и ограничениях.
Но! Я согласна с тем, что многие из нас воспитывались в токсических ограничениях, что нанесло большой удар по внутреннему благополучию.
Очень важно, чтобы а) требования были экологичны и исполнимы без кровавых жертв и б) ребенка качественно учили выполнять эти требования.
Неэкологичные требования - это и есть то, что многие из вас зовут "оценочной системой воспитания" или "наша общая поломанность", "проблема нашего социума" и так далее. Это печально и это многих ломает.
Но также я вижу, что у многих есть в голове противовесная картинка, цитирую, "когда ты растешь без оценивания твоих действий всеми подряд, а только тобой самим". Некое такое пространство, где ребенка прямо целиком любят и он, словно в психологической утробе, созревает сам, не отвлекаясь на всякие травмирующие вещи типа оценок или требований социума, заполненный материнской любовью до краев.
Так вот, это - неправда, это ничуть не здоровая система воспитания, и она только наплодит тревожных и эгоцентричных "золотых деток". А экологичная среда - та, где просто-напросто нет перегибов и требования выполнимы.
Что же касается безусловной любви... впрочем, читайте дальше.Маленький ребенок - океен и уверен в себе! Он с рождения смело и уверенно учится управлять своим телом, говорить и ходить, писать прописи. Ломается эта уверенность уже потом - из-за системы воспитания.так только на поверхностиК огромному сожалению, это не так. Уже с самого рождения ребенок постоянно испытывает фрустрацию и неудовлетворение потребностей - голод, боль, дискомфорт. И будучи неспособен удовлетворить свои потребности, он переживает это как неокейность.
Для того, чтобы выжить, ему нужен кто-то окейный, кто готов о нем позаботиться - и это родитель, конечно.
Поэтому базовая картина мира ребенка - Я - не ок, Ты - ок. Именно Ты, Значимый Взрослый, океен и именно твое присутствие, твоя забота и твоя безусловная любовь имеет для меня первостепенное значение. Именно твои поглаживания и твой уход за мной дают мне блаженное слияние с тобой, которое избавляет меня от ужаса неокейности и неблагополучия.
То, что выглядит детской окейностью - на самом деле, просто присутствие рядом окейного взрослого. Оставьте ребенка на день в одиночестве - куда денется его окейность?
Именно окейность заботливого взрослого и дает ребенку возможность смело исследовать окружающий мир. Окейный взрослый рядом, а значит, все в порядке. Но сам ребенок - неокеен и это очень важно понимать.
Эта дефолтная детская неокейность и ее болезненное переживание становятся токсическими только тогда, когда рядом нет окейного взрослого (да-да, та самая, цитирую, "ебанутая и травматичная система воспитания").
Во всех остальных случаях ребенок просто проходит путь от детской (дефолтной! по умолчанию!) неокейности ко взрослой компетентной окейности.
И даже на этом вполне экологичном пути он постоянно сталкивается с осознанием, что он - маленький ребенок, который не ровня огромным богоподобным взрослым. ДАЖЕ если у него есть надежный и окейный взрослый, ДАЖЕ если ребенок очень успеешен и много умеет, он - не ровня взрослым.
А если этот путь пройден достаточно экологично (идеально ни у кого не выйдет, хотя бы достаточно хорошо) - все равно отголоски детских переживаний неокейности будут периодически возникать у любого. И это - нормально, неокейность - это дефолтное переживание. Его можно преодолеть, например, с помощью убеждения себя в том, что "не уметь - это нормально". Но по умолчанию - вот так, не умеешь = не океен.Если вы видите какие-то логические несостыковки или по-прежнему с чем-то несогласны, то можете свободно задавать вопросы - я приветствую любые мнения.
@темы:
Интуитивное исследование
А вопросы да, я их люблю и люблю на них отвечать - часто люди спрашивают интересные и нетривиальные вещи, над которыми действительно хочется призадуматься.
Наезды и критику - не люблю, а вот вопросы и дискуссии - люблю.
Очень смелое высказывание, а на чем оно основывается? Кто экспериментально проверял, океен ребенок или нет? Хочется каких-то пруфов, а не просто высказывания, что "это не так".
Я думаю о новорожденном, и у меня все сходится
Вот как себя должно чувствовать существо, оказавшееся в абсолютно незнакомой (включая воздух как среду) реальности, учитывая, что оно при этом не может членораздельно говорить, плохо видит, плохо слышит, не контролирует конечности, не может поднять голову и единственное, что в состоянии сделать для помощи себе - это покричать, чтобы кто-то другой пришел, догадался, что случилось, и "сделал хорошо"?
Совершенно никакой окейности, по-моему
Мне достаточно легко представить, что кур доят. Ну как, я же знаю возможности кур, яйца белые, молоко тоже белое, и куры - дальние родственники млекопитающим. Должно же у них быть молоко, логично же, да?
Вот как себя должно чувствовать существо, оказавшееся в абсолютно незнакомой (включая воздух как среду) реальности,
Вы судите с позиции взрослого, со своей позицией. И вопрос, который интересует лично меня - как проверить, что вы правы и автор статьи или не правы? Факты хороши тем, что их не надо "представлять" и додумывать. И меня интересуют именно факты.
Хотя вам, наверное, уже не поможет - на сопоставленим разницы даже не видовой, а классовой, с разницы между взрослой особью и детенышем смысл продолжать разговор для меня как-то потерялся, извините. Всего хорошего.
разве может новорожденное дитя осознавать нормы? для него то как он видит, слышит и пр.и есть норма, причем вне зоны рефлексии
Разверну мысль. Младенец океен все то время, пока сыт, ему тепло и сухо, не хочется в туалет и тд. Пока удовлетворяются его потребности, в общем. Если потребность не удовлетворена - он не океен и сам это исправить не в состоянии
Следовательно, его личная автономная окейность проживет меньше получаса (это если брать сытого и очень пофигистичного новорожденного, одетого в памперс), а по факту - несколько минут.
А потом он проголодается/описается/испугается (а пугаются они всего на свете, включая просто тот факт, что мама не ощущается рядом) и начнет орать - то есть привлекать внимание взрослого, чтобы тот появился и сделал окейность заново.
Коротко и ясно всё, что я хотела бы сказать
Именно что чувствует.
Вот, допустим, я-ребёнок. Я знаю, что у меня есть дом, где ждёт мама, и мне хорошо. Допустим, я теряюсь и не знаю, как вернуться домой. Мамы нет, дома нет, что делать - неизвестно. Мне очень страшно, я абсолютно беспомощна, всё что я могу делать - это рыдать от ужаса. Назвать это самоощущение "окейностью" язык не повернётся.
Да, я могу подойти к дяде-полицейскому и сказать, что я потерялась, попросить помочь найти маму, назвать свою фамилию. Сейчас во времена мобильных, если у меня мобильный, я могу позвонить маме. Но чтобы всё это я могла сделать, меня надо этому научить. Родители должны предварительно объяснить ситуацию и показать, как это делается, заставить меня выучить номер телефона и проговорить, что надо сказать дяде-полицейскому (ну или ещё как-то я должна этому научиться, получить информацию, что так можно делать, прочитать в книжке, узнать, что так сделала подруга, т.д.).
Вернувшись домой после того, как проделала всё перечисленное, я почувствую закономерную гордость и свою "окейность", потому что справилась с ситуацией. Я могу. Но это "я могу" возникло благодаря научению. Если же у мне не дали вовремя нужную информацию, если у меня нет инструмента, чтобы справиться с ситуацией, то возвращаемся к началу: можно только сесть и зарыдать от ужаса. Это базовая "неокейность".
Младенец же не обладает самосознанием вообще, насколько я понимаю, только самоощущением. Ему голодно, холодно, мокро, следовательно, плохо. Он ничего не может с этим сделать, он может только плакать от дискомфорта (и даже не чтобы позвать взрослых поначалу, видимо, у него нет сознания пока, чтобы установить прчинно-следственную связь). Чем дольше дискомфорт - тем сильнее плакать и ощущать себя плохо. Назвать это состояние "окейностью" странно.
Он станет окейным, когда придёт родитель и сделает хорошо.
Позже, получив опыт и осознания того, что свой дискомфорт можно устранить с помощью собственных действий, ребёнок начнёт чувствовать себя окейным. Но это тоже поначалу целиком зависит от взрослых. То есть, допустим, я подросла. Я хочу есть. Я иду и делаю себе бутерброд и чувствую себя очень окейной от того, что справляюсь ситуацией. Но то, могу ли я сделать бутерброд зависит от того: есть ли в холодильнике продукты, купленные родителями, научилась ли я делать бутерброды, глядя на взрослых или при непосредственном обучении, и т.д. (даже если не рассматривать клинические вещи вроде того, будут ли на меня орать за то, что я беру еду без спроса). Без всего этого я буду сидеть и рыдать от голода, не зная, что делать. Я могу пожевать ковёр, но это не поможет. Я очень даже не окей.
Я помню то чувство в детстве, когда ты сидишь один, мама не вернулась с работы, хотя уже должна была, и от этого очень страшно. Хотя ничего страшного не происходит, я не умираю, мне не плохо, я не голодная и не думаю о каком-то конкретном несчастье, которое с мамой могло случиться. Просто по заведённому порядку мама должна быть, но её нет, и это угроза само по себе. С которой ничего нельзя сделать. Вообще. Беспомощность, страх, которые перейдут в отчаяние, если ситуация затянется.
Поэтому утверждение о том, что ребёнок океен без окейного взрослого рядом (не всегда буквально рядом и за ручку, просто в реальности) представляется мне сомнительным. А вот наоборот как раз нет.
Возможно, тут требовалось уточнение, что переживание неокейности, это не формулировка "я плохой" или подобные, голоса в голове с формулировками действительно появляются благодаря взрослым. Речь же, я так понимаю, об общем переживании дискомфорта и своей беспомощности перед ним, со всеми сопутствующими эмоциями.
Эти термины - окей-неокей - они ведь отражают очень глубокое и сложное переживание, ну и да, похоже я не слишком удачно его сформулировала.
С одной стороны тут то, что вы сказали - переживании дискомфорта и своей беспомощности перед ним, со всеми сопутствующими эмоциями., с другой это почти всегда смешано с переживанием именно себя каким-то не таким, неправильным (удивительная и логически непонятная связка, но ее часто очень можно встретить).
Мне кажется, тут такой очень архаический и инфантильный ужас перед вот этим вот дискомфортом и беспомощностью - мне плохо и ничего не получается сделать, я умираю - очень детское переживание.
А давайте напишем пост про то, что стол - это прямоходящее существо на двух ногах, которое не кукарекает. И потом будем удивляться возражениям "подождите... но стол - это ведь неодушевленный предмет", "как это стол - на двух ногах, если он обычно на четырех, реже - на трех?", "ну, да, стол, конечно, не кукарекает - ему кукарекать нечем, это же не петух". И будем считать, что автор имеет полное право называть столом то, что он хочет, а все остальные - просто глупые людишки, раз не понимают.
Botan-chan, видите ли, я пришла из поста на дайри-бесте, а котором автор утверждает, что "Каждый человек чувствует себя неполноценным априори. По умолчанию. Это - базовое самоощущение любого человека".
С отсылкой к тому, что младенец как только чувствует дискомфорт от голода, так сразу и понимает, что без взрослых он никто, и от этого его самооценка падает.
И далее, что самоощущение = самооценке, а не как в словарике "самоощущение = самочувствие", у автора и ощущение беспомощности приравнено к ощущению своей неполноценности, и именно ощущение своей неполноценности, ущербности (то есть то, что в мировой практике обозначается как комплекс неполноценности) называется "неокейностью". Не объективное состояние, а субъективное ощущение. Ещё и концепция Берна приплетена про "я - ок, ты - ок", и дана собственная интерпретация. Ну, про стол, да.
Да и даже в дайри-бест ходить не надо - вот же, прямо в этом посте:
"Неправильно приравнивать слабость и неопытность к неполноценности. Если человек просто что-то не умеет - это НЕ ощущение неполноценности" - признано неверным и автор собственноручно пишет, что "ребенок рассуждать так не может, ребенок рассуждает именно как "я не могу = я неполноценный". Ребенок. Так. Рассуждает. У автора. Точка.
Мне очень страшно, я абсолютно беспомощна, всё что я могу делать - это рыдать от ужаса.
Повлияет ли это напрямую на вашу самооценку? Нет. Повлияет только если эти взрослые в этой ситуации дадут оценку вашей личности. "Ну, и дура ты у нас, Маша! Кто ж так делает? Только дуры. И теряются только дуры, и к полицейскому обращаются только дуры, сама не могла дорогу найти? А вот если бы Петя потерялся, он бы точно сам справился!" (При этом ребенок не в курсе, что его родители должны были научить, он принимает оценку своей личности от значимых людей без критики до определенного возраста, который называется подростковым, а не грудничковым...) И вот тогда у ребенка и возникнет ощущение собственной неполноценности и ущербности. Независимо от того, что объективно проблема решилась и всё уже прекрасно. Если же взрослые скажут: "Машенька, как же хорошо, что ты нашлась! Ты такая молодец, что обратилась к полицейскому!" (при этом родители явно сами научили Машеньку, что нужно делать, но не говорят Машеньке "Это мы тебя всему научили, потому что ты - дура неполноценная, да если бы не мы!..") - вот тогда самооценка Машеньки будет нормальной.
А по поводу поста, я прочитала, что речь идёт про самоощущение, а не самооценку или самоосознание. Поэтому именно в посте я не вижу противоречий, и он совпадает с тем, что я, в принципе, понимаю и чувствую о себе-человеке.
Самооценка и самоосознание - это уже надстройки на этом базовом самоощущении неполноценности, которые вытекают из того, насколько человек научился с ним справляться. Научился хорошо - самооценка будет высокой. Научился плохо - самооценка будет так себе.
А базовое оно, это самоощущение неполноценности (скорее всего, тут действительно имело смысл подобрать другое слово) - потому что одно из первых и основных. То, что ощущается ещё до возникновения сознания, большАя часть того фундамента, на котором потом будет строиться дальнейшее. И оно есть у всех, вот то, что автор комментом выше обозначил как "мне плохо и ничего не получается сделать, я умираю".
А по поводу поста, я прочитала, что речь идёт про самоощущение, а не самооценку или самоосознание. Поэтому именно в посте я не вижу противоречий, и он совпадает с тем, что я, в принципе, понимаю и чувствую о себе-человеке.
Привет)))
А ты сходи и посмотри, именно к этому посту комментарии там толковые очень.
Видишь ли, если отталкиваться только от самоощущения более-менее осознанной и взрослой личности, разобраться что не так с постулатом, что всякое человеческое существо изначально чувствует себя неокейно, а ребенок чувствует себя неполноценно по сравнению со взрослыми - довольно сложно. Для того, чтобы знать, что такое психика, как она формируется, когда в ней формируются психические структуры: когда ощущения, когда сознание, а когда самооценка и как они взаимосвязаны. Строго говоря, хозяйка дневника здесь лезет в область клинических дисциплин и путает причины со следствием. Самооценка не присуща ни одному живому организму изначально, она формируется несколько позже, чем сознание, и намного позже, чем самоощущение. Первые травмы ребенок может получить гораздо раньше, чем осознает себя, когда у него еще нет никакого "Я", а самооценка и окейность-неокейность - уже отрастают позже. Именно поэтому есть люди у которых все нормально с окейностью. Это не изначальное свойство психики, это то, что формируется на основе более ранних структур и процессов в них протекающих. И если в начале жизни и формирования психики у младенца была определенная окружающая среда, то никакие "ты плохой, потому что потому" не роняют самооценку критически, не порождая базовой неокейности.
)))
Мои ощущения сейчас очень похожи на то, что Вы описываете, и неокейность по отношению к себе я чувствую, хотя и сопротивляюсь, пытаясь сделать вид, что всё хорошо и я справлюсь. Я чего-то не умею, не делаю или прогресс происходит слишком медленно, обвиняю себя, понимаю, что можно и нужно учиться в своём темпе и в этом нет ничего плохого, но из-за возникающих сложностей или их представления я не достигаю того, чего хочу так быстро, как хочу, а поэтому чувствую себя хорошо и полноценно только на этапе когда добилась чего-то маленького на пути к большому, но представляя сколько ещё впереди всё начинается заново. Это пересекается с Вашим постом про самообучение и я понимаю, что были бы курсы или чёткая организация достижений и наград/оценок, то ощущения неполноценности было бы меньше, так как было бы понимание, что темп окей, программа и выполненные задачи по силам сделаны и что впереди столько-то этапов ещё, нет неопределённости. Мне трудно принять, что я слаба или истощена, чтобы самой себе организовать программу обучения и следовать ей без переживаний и прокрастинации.