11:55

Каждый человек чувствует себя неполноценным априори. По умолчанию. Это - базовое самоощущение любого человека.

Неблагополучие, неокейность - это дефолтная настройка личности. Его можно изменить на ощущение благополучия, но для этого нужны отдельные специальные действия, и никто из людей не знает изначально, какие именно. Некоторые люди научаются этому сами или копируют отношение к себе от любящих взрослых. Однако никто изначально чувствовать себя благополучным не умеет.

Поэтому. Если вы чувствуете стыд за себя, если у вас низкая самооценка, если вы смущены, испуганы, не уверены в себе, ощущаете себя неуместным или недостаточно компетентным - это не потому, что в вас что-то сломалось и вы хуже других. Вроде того, что должны быть нормальным и правильным, а почему-то плохой и сломанный.

Наоборот. Это ведь простая логика: сначала вы НЕ умеете что-то, а потом вы этому УЧИТЕСЬ и только тогда умеете. И переживание себя следует за этой же логикой: СНАЧАЛА вы чувствуете НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ, а ПОСЛЕ ТОГО, как вы приобретете нужные знания и навыки, почувствуете ПОЛНОЦЕННОСТЬ.


"Я - не окей" - универсальная установка раннего детства, которая является логическим заключением маленького ребенка и вытекающая из самой ситуации его детства и младенчества. Каким бы теплым и принимающим ни было окружение, ребенок чувствует неполноценность ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО ОН РЕБЕНОК В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ. И только со временем он выращивает внутри себя самоценность (сам или благодаря любящим взрослым), приложив силы и потратив много времени на обучение. Он учится нужным для жизни вещам и следовательно, может почувствовать уверенность в себе.


Поэтому вопросы вроде "Почему я так боюсь публичных выступлений?" или "Почему я чувствую себя скучным человеком?" или "Почему мне кажется, что я никому неинтересен?" имеют очень простой ответ: потому что вы этого не умеете, а не умеете потому, что не научились.
И, обратите внимание, это не ваша личная поломанность, это обычно для всех людей - самоценность по умолчанию не вырастает, ее выращивают вручную!
Только с развитием нужных навыков появляется ощущение уверенности в себе. Только когда вы это можете, умеете и УВЕРЕНЫ, что сможете повторить свой успех, и уверенность эта произрастает из вашего опыта получения желаемого - не аффиримациями внушенная и не аутотренингами, а реальным опытом силы и компетентности.

И столь же простой ответ имеет вопрос "А что мне делать с этим?": учиться. Только с учебой и опытом приходит уверенность.

Вопрос посложнее: "Как начать делать, если страшно начинать, а если я все-таки перебарываю этот страх и пробую, то все выходит криво?"
Ответ этот уже посложнее.

Во-первых, чувство неполноценности очень тяжело выдержать и не сбежать в психзащиту. Чувствовать себя некомпетентным тяжело, но даже чувствуя себя неполноценным, нужно продолжать прилагать усилия - как говорят, чтобы стать хорошим художником, нужно побыть плохим художником.
Во-вторых, немало вреда наносит нарциссическая идея, что быть некомпетентным и неумеющим означает, что с вами что-то крепко не так: в вас что-то сломалось, произошла какая-то трагедия и вы где-то почему-то испортились. То есть человек тут вроде механических часов: они должны правильно показывать время, а если не показывают правильно, они сломаны. Возвращаю вас к самому началу текста: неполноценность и неумение - это по умолчанию. Это так и бывает, это обычно и НЕ БЫВАЕТ ПО-ДРУГОМУ сначала. Все идет правильно, вы нигде не сломались. Да, чтобы нечто уметь, нужно этому научиться. Но до того, как вы чему-то научились, не уметь - это норма.
Человек - не часы, а семечко. Из него МОЖЕТ вырасти дерево - но нужно время и много сил. Комплекс неполноценности - это переживания семечка о том, что оно не дерево. Вы же знаете, что семечко просто нужно посадить и ухаживать за ним?
Так и нужно сделать.
Тогда придет уверенность в себе.



UPD: Часть 2, ответы на возражения

@темы: Интуитивное исследование

Комментарии
15.03.2016 в 12:08

Весь мир - сортир, а мы в нем дрожжи
Вот это невероятно своевременный пост. Спасибо!
15.03.2016 в 12:21

непрерывный суицирк
Спасибо за пост. Свежий и оптимистичный взгляд на актуальную проблему.
15.03.2016 в 12:50

Проверю прочность мозга на разрыв. //Tanz mit dem Feuer, tanz mit mir (c)
Простите, но не могу смолчать.

Человек чувствует себя неполноценным по умолчанию из-за оценочной системы воспитания в детстве и школе.
А нормализованные дети не чувствуют себя неполноценными и вырастают в полноценных взрослых.

Так что уважаемый автор статьи конечно погладил всех нас, выпускников обычных школ, детсадов и родителей с таким же чувством неполноценности, но на самом деле он просто к сожалению, вырос не узнав, что такое, когда ты растешь без оценивания твоих действий всеми подряд, а только тобой самим. Так же как и большинство из нас, в чем я нам соболезную всем.

Но нашим детям можно дать возможность этого избежать.
15.03.2016 в 12:54

madpoet, +1
Да, статья права, если тебя всю жизнь долбили: ты не дерево, не дерево ты, веток нет у тебя, смотри - нормально, что ты вырастешь с чувством своей неполноценности. И как-то да, это следовало сделать нашим воспитателям - посадить семечку и помочь ей вырасти. Теперь нам всем больше поможет не знание того, что это нормально, а убеждение в том, что мы ещё можем сделать это сами для себя.
Так что нет, это не "норма для всех людей", это наша общая поломанность.
15.03.2016 в 12:57

...ну а я - бессмертный пони.
Один из лучших постов, которые я читала на этой неделе. А может, даже и в этом году.
То есть человек тут вроде механических часов: они должны правильно показывать время
Вот да, аналогии с неживым миром почему-то чрезвычайно популярны среди человеков. Особенно неадекватные.
15.03.2016 в 13:05

Master and Commander
Yin,

:friend: Хорошо сказано!

А то иногда начинаешь чесаться, когда вокруг: "Ах, я бездарь!"
15.03.2016 в 13:11

Это очень важно: девочке нужен новый игрушечный единорог! (с)
Не согласна с отправной точкой в рассуждении автора о том, что чувство неполноценности является априорным, базисным, дефолтным, по умолчанию - для каждого человека (то есть для людей всех возрастных категорий, для обоих полов и т.п.).
Неблагополучие и поломанность, какими бы общими для некоей группы людей они ни были (или казались), не могут быть нормой. Но, безусловно, любые поломки требуют восстановительных работ, новых умений и навыков.
15.03.2016 в 13:20

непрерывный суицирк
Мне кажется, тут стоит больше брать во внимание не про "поломанность", а про "научиться". Ребенок изначально проигрывает взрослым в том, что зависим от них и не имеет опыта жизни, каких-то паттернов поведенческих, реакций. Мне показалось, что чувство "неправильности", которое время от времени посещает каждого, может (не всегда) заключаться в незнании тех или иных вещей. Как-то иначе смотришь на проблему, когда думаешь о себе, как о человеке, который не умеет, но может научиться, нежели как о разбитой чашке, которую и клей не особенно спасет. С такой установкой проще анализировать недочеты родительского воспитания и травмы социализации, связанные с воспитательной системой в целом, проще работать с ними, осознавая, что это - недочет, который можно исправить. Вот это - недочет, а не ты сам - какой-то недочет.
15.03.2016 в 13:33

Master and Commander
апофатия,

Мне кажется, тут стоит больше брать во внимание не про "поломанность", а про "научиться".

точно.
На самом деле самый правильный вариант - когда человеку сразу с детства объясняют, что он он пока - только зерно.
Тогда он к успехам других относится спокойно, как и к собственному пока отсутствию успеха, ибо понимает, что надо приложить силы, найти подходящую почву и вообще дофига факторов.
Многих же воспитывают в мысли, что они уже деревья, только еще маленькие. Типа, осталось только вырасти.
и они вырастают и у них паника - я не способен к тому, к другому, я никто, а вот другие...
15.03.2016 в 13:39

апофатия, Да, вот в ваших словах в точности тот же смысл, какой я вкладывала в свои. Вы очень точно его подхватили.
15.03.2016 в 14:01

это так безумно печально, зло, страшно и радостно...
Спасибо за пост. Очень поддерживающий.

Но не могу не спросить:
Наоборот. Это ведь простая логика: сначала вы НЕ умеете что-то, а потом вы этому УЧИТЕСЬ и только тогда умеете. И переживание себя следует за этой же логикой: СНАЧАЛА вы чувствуете НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ, а ПОСЛЕ ТОГО, как вы приобретете нужные знания и навыки, почувствуете ПОЛНОЦЕННОСТ
А как же знаменитая кривая самооценки и уверенности в себе? Уверенность в себе гораздо выше, пока знаний мало и ты не знаешь как много ты не знаешь: hsto.org/getpro/megamozg/comment_images/248/1d0...
15.03.2016 в 14:19

the entity, Эффект Даннинга-Крюгера и то, что я описываю, дефолтная неполноценность, друг другу не противоречат - это просто разные аспекты одного и того же процесса. Тот самый знаменитый слон, которого щупают три мудреца. Я описываю ногу, а ты говоришь, что у слонов есть еще и хвост.
То, что с самого начала есть ощущение неуверенности, которая потом станет уверенностью, не значит, что движение от одного состояния к другому линейное и прямое. И не значит, что реальная компетентность абсолютно равна ощущению своей компетентности. Просто есть связь - чем больше реальной компетентности, тем сильнее это ощущение. Но связь не идеальна.
15.03.2016 в 16:21

Раздвоенный язык не может петь, но может душу выпить из певца. (с)
дичайше не соглана. не нужно чувствовать СТЫД, чтобы стать лучше и чему-то научиться. и то, что семечко чувствует свою неполноценность - это проблема нашего социума, в котором к семечкам так относятся, только и всего.
так что то, что любой человек чувствует себя не окей - всего лишь следствие ебанутой и травматичной системы воспитания, отголоски или прямые вещи которой есть в любой семье. социум нездоров, мало кто знает, как это - быть любимым и принимаемым. на этом фоне чувствовать себя плохо - конечно, норма. но это не норма в целом, это как раз следствие нарциссической идеи, о которой вы пишете в конце.
не уметь - нормально, чувствовать стыд за то, что не умеешь - распространено, но не нормально.
15.03.2016 в 16:25

крутой пост. спасибо. я его утащила к себе на страничку в контакт со ссылкой на ваш дневник.
15.03.2016 в 16:26

olgasalt, если что, вконтакте есть паблик-дублер дневника - vk.com/pardesrimonim
15.03.2016 в 16:34

Yin, я на него подпишусь! спасибо
15.03.2016 в 17:56

aziliz, +1
Вот, точно. Вернулся чтобы поправить прошлый свой коммент.
На самом деле, если человек просто что-то не умеет - это НЕ ощущение неполноценности. Ощущение неполноценности - это когда любую науку, кроме уже полученных в детстве, видишь как недостижимую для себя. Нормальный целый человек видит, что он что-то не умеет, и способен сразу начать учиться. Сломанному человеку сперва нужно научиться не считать своё неумение непреодолимым. Вот, в чём разница. С рождения, кстати, ребёнок такой неуверенности не испытывает, он смело и уверенно учится управлять своим телом, говорить и ходить, писать прописи, значит, ломается уже что-то потом. Так что это нытьё "я бездарность" не всегда от лени, а иногда от того, что в человеке сломана уверенность, что он может научиться.
15.03.2016 в 18:15

Раздвоенный язык не может петь, но может душу выпить из певца. (с)
Jffrrr_, если человек просто что-то не умеет - это НЕ ощущение неполноценности. Ощущение неполноценности - это когда любую науку, кроме уже полученных в детстве, видишь как недостижимую для себя. Нормальный целый человек видит, что он что-то не умеет, и способен сразу начать учиться. Сломанному человеку сперва нужно научиться не считать своё неумение непреодолимым. - :friend:
15.03.2016 в 21:01

The woods are lovely, dark and deep
Имхо, проблема в том, что человек из своего неумения автоматически делает вывод о собственной неполноценности, а происходит это из-за воспитания. "Не ОК" и "не умею чего-то" - разные понятия, и из одного совершенно необязательно следует другое.
16.03.2016 в 00:52

Это место Кота.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Jffrrr_, С рождения, кстати, ребёнок такой неуверенности не испытывает, он смело и уверенно учится управлять своим телом, говорить и ходить, писать прописи, значит, ломается уже что-то потом.
Кстати да. (хотя на прописях у некоторых уже начинаются неврозы, но это ни разу не нормальное и не естественное явление, а следствие чрезмерного давления взрослых и их сверхожиданий).
Поэтому мне пост тоже показался спорным, особенно в части приравнивания слабости/неопытности к неполноценности. Ребёнок может чувствовать себя слабым и некомпетентным, но при этом защищённым, любимым и как раз-таки очень ценным. ИМХО, это вообще необходимый фундамент для формирования самооценки, без которого жизнь человека будет выглядеть как бессмысленная гонка за достижениями, которые почему-то не удовлетворяют и не делают его счастливым.

Вот с чем я согласна, так это с тем, что
Yin, И никто изначально делать себя благополучным не умеет.
Я эту мысль думала в таком аксепте, что никто изначально не может себя любить, и этот навык невозможно взрастить автономно, опираясь только на свои силы... тут надо как-то увидеть себя глазами другого. Собственно, это главная причина, по которой я считаю незаменимой терапию: присутствие другого человека.
16.03.2016 в 17:58

Это же Ангамандо, чувак!..
Уххх... Спасибо, уважаемый автор, Ваш пост кое-что важное поставил на место ув моей голове.
Плюсую много-много-много, до самого ведь не доходило, что всё обстоит именно так, как Вы описали. Я как раз из тех, кто НЕ ЗНАЛ (Или не понимал), что "неокейность" - это нормально, считал себя "сломанным", "бракованным", думал, что я - безнадёжно испорченная системка, которую испохабили разные неумные люди, так что мне теперь придётся преодолевать последствия адского детства (А оно реально адским было во многом), а вот все другие - они нормальные, им легче и проще, они лучше приспособлены к жизни, етс, етс, и пока они достигают успехов, мне дай Бог хоть как-то вбить себя в адекват и научиться хотя бы внешне производить впечатление нормального... Какое же счастье знать, что это - заблуждение, что у ((% людей похожие проблемы, что я нормальный, что я не один такой. В общем, провожаю лесом очередного жирного таракана из черепной коробки и говорю от всей души спасибо автору поста!
Этот пост надо бы в Бест, имхо. Потому что, боюсь, что я не один такой, кому это заблуждение надо помочь развенчать. Формулировка очень ценная!
19.03.2016 в 11:01

Наблюдать и работать
Пришла по ссылке одной знакомой. Здравствуйте!
Пользуюсь тем, что вы разрешаете задавать вопросы.

У меня такая ситуация с вот этими вопросами...
Поэтому вопросы вроде "Почему я так боюсь публичных выступлений?" или "Почему я чувствую себя скучным человеком?" или "Почему мне кажется, что я никому неинтересен?" имеют очень простой ответ: потому что вы этого не умеете, а не умеете потому, что не научились.
...А что если я умею, а вопросы такие всё равно возникают?
Правильная "поставленная" речь, умение выступать публично - всё это дал в школьные годы любимый театральный кружок. Быть кому-то интересным - я не задавалась такой целью, но образование и разнообразные интересы в общем поддерживают.
Что ж, вроде, я умею. И при этом я боюсь до паники общаться (и писать этот комментарий тоже очень трудно, впрочем), а перед и после каждого публичного выступления кажусь себе самой провальной на свете. Впрочем, как и после каждого разговора.
Получается: когда умеешь - на деле тебе не лучше? или всегда умею недостаточно хорошо?)) Дальнейшая "логическая" цепочка, наверное, ясна, и приводит к утверждению, что всё плохо.
19.03.2016 в 11:15

Marie Paganel, Этот вопрос я не затрагивала, но в общем и целом, он тоже довольно интересный.

Уметь что-то делать - это фундамент для ощущения благополучия. Нет умения - нет благополучия.
Но проблема в том, что эти вещи не связаны напрямую. Например, там чуть выше the entity спрашивал про эффект Даннинга-Крюгера - откуда же берется уверенность в себе, пока знаний мало? У вас же наоборот - знания и умения есть, но благополучия внутреннего нет.
Дело в том, что знания и реальные достижения лишь поддерживают собственную "благополучную идентичность". Если вы ничего не можете и не умеете и раз за разом терпите крах, вы не можете думать о себе как о сильном и компетентном человеке. Достижения - это основа Благополучного Я. А если достижения есть, то у вас есть и поводы чувствовать себя благополучным человеком.
Только вот беда в том, что ваша психика не может интегрировать достижения и разрушить бессознательный образ Неблагополучного Я. Психика "застряла" в нем, и да, это и есть то, что называется "травма", застывшее переживание, которое не разрушается реальностью.
То есть в условно нетравматичном варианте все происходит так, как я описала - неблагополучие-достижения-благополучие.
Но если из-за травм вы застряли в Неблагополучном Я, то достижения бесполезны, т.к. травматические переживания инкапсулированы в психике, отрезаны от реальности, а значит, что никакие внешние события неспособны на них повлиять.
19.03.2016 в 11:35

Наблюдать и работать
Yin, спасибо за ответ!
Это не сильно поддерживает, конечно: всем сказали "всё нормально, вы не сломаны" - а я... )) Даже не зная, из-за чего так получается.
19.03.2016 в 11:36

Marie Paganel, В этом и был смысл поста - никто не сломан, и вы в том числе, и чувствовать себя неокейным - это окей.
19.03.2016 в 12:13

Наблюдать и работать
Yin, эту логику я уже упускаю. Вы пишите о том, что если научиться - и неуверенность как бы должна уйти. На деле (в моём случае) этого не происходит. Потому что сразу всё не получится упомянуть - и бывают случаи, когда... И это всё тоже окей.
Конечно, в жизни всё окей, потому что всё бывает. Инвалиды - окей, самоубийства - окей, таких людей много, это норма, ты не один такой. Но за этим не нужно писать трогательный пост, достаточно сказать "Всё плохое - это окей, со всеми бывает, никто не сломан, жизнь такая. Только усердный труд может сделать вам лучше, в любом случае, даже если какой-то труд вы уже произвели, вас ждёт просто больше труда и негарантированный результат. И это тоже окей. Добро пожаловать в несовершенный мир!".
19.03.2016 в 14:45

Это же Ангамандо, чувак!..
Marie Paganel, Логика тут простая. В норме - да, работает цепочка: "я маленький и беспомощный = мне не о2кей - я вырос и стал сильнее и умнее = мне по большей части о"кей. Но есть ещё всякие травмы и комплексы, которые нам в голову "насажали" столкновения с неу4мными и недобрыми,ломающими нас людьми. И эти самые "закапсулированные переживания". Которые память, собака такая, почему-то хранит в себе по умолчанию, даже если объективно мы не то что окейные, а даже совсем золотые-идеальные. И чтобы их раскапсулировать нужны отдельные тренировки, направленный именно на это труд ума и духа. Подчёркиваю - на то, чтобы раскапсулировать травму, а не на то, чтобы "прокачать скиллы", это два разных направления работы.
Может, Вас просто много ругали в детстве? И ваш мозг так привык ожидать порицакния, что теперь до сих пор не может отвыкнуть? (Это просто самое простенькое, что пришло в голову, для примера).
03.08.2016 в 11:23

Yin, отправная точка, от которой вы отталкиваетесь в своих рассуждениях - ошибочна. И если вам попадется клиент, у которого ощущение неполноценности сформировалось из-за того, что он не оправдывал родительских ожиданий, наваленных на него еще до момента его рождения, то помочь ему вы не сможете. Это все равно как если бы на прием к хирургу попал пациент с пулей в теле, а хирург вместо того, чтоб удалить пулю, начал бы рассуждать о том, что иметь пулю в теле - это нормально, что это от природы так заложено.
03.08.2016 в 11:27

aury-tan, Будьте любезны сбавить тон комментирования. В противном случае вы - нежеланный гость в дневнике.