суббота, 03 сентября 2011
О ритме, музыке и невыученных уроках.
читать дальше
Упоминала я или нет, но в свое время я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Впоследствии я жалела, что не вынесла оттуда практически никаких навыков игры. Я могу взять скрипку в руки или сесть за фортепиано, но игра моя, откровенно говоря, звучит ужасно. И дело даже не в том, что фальшиво. Она похожа на упражнение - механическая и пустая, без ритма и да, фальшиво.
Сегодня в руки мне попал синтезатор, и я поняла, почему, всего через пару часов игры.
Игра на инструментах была для меня уроком. Мне нужно было выучить ноты. Там есть ре, фа и си, и еще несколько нот; кварты и квинты попадались только на сольфеджио, как и трезвучия, был еще квинтовый круг, который я ну никак не могла запомнить. Много техники. Это нужно было знать и помнить - для ребенка лет семи нотная грамота ничуть не легче математики.
К занятиям по специальности нужно было выучивать мелодии, а потом повторять их. Выучить двадцать-тридцать строчек нот и воспроизвести. Я плохо запоминала наизусть.
И все восприятие музыки осталось у меня на уровне строчки с нотами.
В нотной грамоте есть все эти пьяно, форте, крещендо, диминуэндо и прочие слова. В музыкальной школе это были, скажем так, дополнительные трудности в воспроизведении строчек нот. Ля это было не просто ля. Ля форте и ля пьяно - это две разницы. Форте - это нужно сильнее нажимать на смычок, пьяно - наоборот полегче.
И к музыке это линейное восприятие цепочки нот имеет очень мало отношения.
Музыка дышит. В хорошей мелодии чувствуются совершенно явственные вдохи и выдохи. Проиграв несколько часов кряду любимые мелодии (подбирать ноты, по крайней мере, с абсолютным слухом легко), у меня получилось чувствовать это дыхание немного.
Насколько же отсутствие соответствующего обрамления и опыта способно загубить талант?!
Как жаль, что я не смогла понять цельности музыки, когда училась. Не было, не сложилось, не получилось. Как и всегда, виноватых нет и быть не может: много вещей могли бы помочь мне это осознать, но ни одна не "выстрелила". Мне мог попасться педагог, который бы объяснил; у меня мог быть опыт целостного восприятия в других вещах; если бы возникла заинтересованность, я бы могла понять сама. Но нет. Возможность - шикарная возможность получить хорошее музыкальное образование улетело в трубу.
Сейчас я не занимаюсь музыкой - мне просто это не нужно, теперь другие занятия. Теперь музыка мне неинтересна и я не хочу этим заниматься. Если бы я поняла это тогда, возможно, я бы не потеряла интереса к музыке. Музыкантом я бы вряд ли стала - хотя кто знает - но по крайней мере умение заниматься творческой деятельностью бы было здоровским подспорьем.
К чему вообще вопрос? Как можно спрашивать, зачем учиться заниматься творческой деятельностью вообще? Любой труд нужно уметь организовывать, для любого труда нужно определенное восприятие. Умение заниматься одной творческой деятельностью повышает умение заниматься другой.
но если ты реально так думаешь, так почему не заняться музыкой сейчас? тем более что ты _уже знаешь нотную грамоту, фундамент есть. а если, как ты говоришь, творческое тебе не надо, тогда к чему оно все вообще?