О ритме, музыке и невыученных уроках.
читать дальше
Упоминала я или нет, но в свое время я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Впоследствии я жалела, что не вынесла оттуда практически никаких навыков игры. Я могу взять скрипку в руки или сесть за фортепиано, но игра моя, откровенно говоря, звучит ужасно. И дело даже не в том, что фальшиво. Она похожа на упражнение - механическая и пустая, без ритма и да, фальшиво.
Сегодня в руки мне попал синтезатор, и я поняла, почему, всего через пару часов игры.
Игра на инструментах была для меня уроком. Мне нужно было выучить ноты. Там есть ре, фа и си, и еще несколько нот; кварты и квинты попадались только на сольфеджио, как и трезвучия, был еще квинтовый круг, который я ну никак не могла запомнить. Много техники. Это нужно было знать и помнить - для ребенка лет семи нотная грамота ничуть не легче математики.
К занятиям по специальности нужно было выучивать мелодии, а потом повторять их. Выучить двадцать-тридцать строчек нот и воспроизвести. Я плохо запоминала наизусть.
И все восприятие музыки осталось у меня на уровне строчки с нотами.
В нотной грамоте есть все эти пьяно, форте, крещендо, диминуэндо и прочие слова. В музыкальной школе это были, скажем так, дополнительные трудности в воспроизведении строчек нот. Ля это было не просто ля. Ля форте и ля пьяно - это две разницы. Форте - это нужно сильнее нажимать на смычок, пьяно - наоборот полегче.
И к музыке это линейное восприятие цепочки нот имеет очень мало отношения.
Музыка дышит. В хорошей мелодии чувствуются совершенно явственные вдохи и выдохи. Проиграв несколько часов кряду любимые мелодии (подбирать ноты, по крайней мере, с абсолютным слухом легко), у меня получилось чувствовать это дыхание немного.
Насколько же отсутствие соответствующего обрамления и опыта способно загубить талант?!
Как жаль, что я не смогла понять цельности музыки, когда училась. Не было, не сложилось, не получилось. Как и всегда, виноватых нет и быть не может: много вещей могли бы помочь мне это осознать, но ни одна не "выстрелила". Мне мог попасться педагог, который бы объяснил; у меня мог быть опыт целостного восприятия в других вещах; если бы возникла заинтересованность, я бы могла понять сама. Но нет. Возможность - шикарная возможность получить хорошее музыкальное образование улетело в трубу.