понедельник, 28 ноября 2016
Травматическая сверхбдительностьВместе с пережитой травмой человек получает еще одну новую особенность -
травматическую свербдительность.
Пережитый невыразимый ужас, унижение, стыд или страх отпечатываются в психике как сверхважный опыт. И личность перестраивается. На физиологическом уровне нервная система переходит в состояние повышенного возбуждения, психологически человек постоянно живет в ожидании повторения пугающего события.
Изменяется его система ценностей.
Становится сверхважным, сверхзначимым не допустить повторения травмы.Развитие всех других сфер останавливается, и вся психическая энергия тратится на развитие компенсаций.
К примеру, человек, переживший сильный публичный стыд.
читать дальшеОн начинает активно избегать любых ситуаций, в которых он может испытать стыд.
Он отказывается выступать на людях.
Перестает высказывать свое мнение.
Избегает людей, хоть немного с ним не согласных.
Кроме того, он теперь везде видит попытки его унизить и осмеять.
Любые неоднозначные высказывания он трактует как попытку его унизить. Везде, где это возможно, он видит насмешку над ним. Его пугает любая аудитория, даже та, которая достаточно к нему благожелательна.
А еще он строит внутри себя систему психологических защит.
В зависимости от рисунка личности и от привычных защит есть много способов справиться с этим стыдом.
Стыд можно спроецировать - и провести жизнь, насмехаясь над глупыми и неумелыми людьми.
Стыд можно вытеснить всемогуществом - иллюзорными представлениями о собственном величии.
От стыда можно сбежать в защитное фантазирование - и вместо общения с реальным миром предпочитать книги и сериалы.
Стыд можно попросту диссоциировать - и забыть о травмирующем эпизоде, а свой отказ выступать на людях рационализировать.
Травматический опыт становится не просто "жизненным опытом". Травма организует личность вокруг себя.
Человек проводит жизнь, рассматривая окружающий мир и пытаясь обнаружить даже самые малейшие признаки угрозы.
И находит. Пережившие сексуальное насилие везде видят насильников, пережившие заброшенность видят холодных и отвергающих людей, пережившие побои видят жестоких людей.
В зависимости от силы травмы сверхбдительность и поиск угроз может быть постоянным или проявляться только под действием триггеров.
Но почти всегда сверхбдительность и тревожное ожидание угроз въедаются в личность на самом глубоком уровне, и большая часть процесса происходит бессознательно.
Травматики действительно глубоко уверены, что живут в опасном мире, где за каждым углом их подстерегает опасность. Их к тому подхлёстывает собственная нервная система, в которую намертво впечатался страшный опыт.
Даже если рационально человек может осознавать, что возможно угроза не так велика или что его беспокойство беспочвенно, он не может сообщить это своим глубинным слоям психики.
Но чаще всего сознание идет следом за бессознательным, и травматик рационально и искренне уверен в опасности и враждебности окружающего мира. И строит свою жизнь в соответствии с этим верованием вполне осознанно.
К сожалению, простого рецепта выхода из травмы нет.
Однако вот что можно сделать: по крайней мере, замечать свою сверхбдительность и рефлексировать об этом.
Немалая часть травматиков не осознают такую свою новую особенность психики как факт: теперь - так. Теперь меня будет пугать все, что похоже на исходную ситуацию. И пугает.
Они пытаются осознавать все, что с ними происходит, через "нормальность" своих реакций. Ведь если мне страшно - значит, угроза есть? Если я боюсь стыда - значит, стыд страшный? Если я вижу, как чужие слова унижают меня - значит, со мной обходятся несправедливо?
Однако пережитый опыт изменяет, переломляет видение мира по-новому. Пережив мучительные годы травли в школе, теперь я буду бояться людей, и теперь это так. Это важно знать, понимать, принимать без осуждения. Осознавать себя и чувствовать себя. Пережитый опыт изменил меня, и нет другого способа вернуть себе душевное спокойствие, как осознать эти изменения.
Сверхбдительность можно снизить благодаря осознанности и терапии, однако всегда остается физиологический аспект проблемы. Сверхбдительность тесно связана с изменениями в нервной системе, и "вернуть все как было" уже не получится.
Однако в новом мире можно научиться жить, и немало тому поможет осознанность и принятие нового себя.
@темы:
Интуитивное исследование
Это может быть и рационализация, и отрицание, и поворот против себя, и идеализация, и много еще что. В основе - попытка справиться с огромной массой собственных отрицательных эмоций.
Я у какого-то автора читал мысль о том, что именно травматики адекватно воспринимают окружающие угрозы и, главное, свою неспособность им противостоять. Что здоровому человеку кажется, что он может соблюдать правила дорожного движения, и что это защитит его от попадания под машину. А травматический опыт открывает человеку глаза на то, что имеющаяся у него система правил поведения не способна его защитить, и понимает, что ему не на что опереться. Цель терапии травматического опыта, по этому автору, состоит в том, чтобы выстроить у человека новую систему представлений об окружающем мире, на которую он мог бы опереться, чтобы вернуть себе своё иллюзорное чувство защищённости.
Это выходит все равно, что жить в вечном ожидании атомной войны, которая же может случиться, а значит, все силы и бабло бросать на постройку убежища с автономным скважинным водоснабжением, запасом консервов лет на пять и патронов на столько же. И жить ради этого.
А что, в Америке некоторые вроде так и жили. Потом эти случаи вышучивались в комедиях про тех, кто замуровался в убежище лет на тридцать, и на поверхность выходили их взрослые дети в новый дивный мир 90-х.
Мне кажется, когда адекватность становится "адекватностью" и начинается поиск угроз везде, это уже не норма. Но здоровая предусмотрительность много ресурсов не отнимает, а спокойствия прибавляет. Как электрошокер в сумке у человека,боящегося собак. Лежит и лежит, места занимает немного, а душу греет больше уговоров "да чо ты боишься, они не кусаются и ваще такие милые".
Вопрос в уровне. И на уровне отдельного человека очень легко сбиться в перегиб, боязнь всего/всего в конкретном секторе и гиперопеку, если не про себя лично
Московский метрополитен -- да, стратегический объект и реальное бомбоубежище, наслышана.
Согласна, перегнуть палку легко. Но по мне, так лучше быть живой и странной, чем нормальной, но мёртвой (или сильно потрёпанной). Но это к реальным физическим опасностям относится, конечно (дороги, бродячие и не очень собаки, всякое хулиганьё и мошенники). Со страхами типа боязни публичных выступлений, наверное, нужно бороться, особенно если от этого страдает качество жизни.
Сверхбдительность можно снизить благодаря осознанности и терапии, однако всегда остается физиологический аспект проблемы. Сверхбдительность тесно связана с изменениями в нервной системе, и "вернуть все как было" уже не получится.
то есть, по факту полностью это не лечится и к этому можно только привыкать? ну, например, если в детстве всегда ругали за любое самостоятельное действие и с тех пор осталась физическая реакция на любую собственную инициативу что "тебе за это прилетит" и каждый раз приходится её отрефлексировывать, то это уже никак не убрать и можно попрощаться с малейшими шансами на собственную спонтанность?
Нет, почему попрощаться. Во-первых, грамотная терапия и в принципе переработка травмы снимает большУю часть переживаний. Немалая доля сверхчувствительности приходится не на физиологию, а на систему верований, которая наросла поверх травмы.
Грубо говоря, одно дело испытывать страх перед инициативой, и другое дело верить, что инициатива действительно наказуема. Первое - сложность, которую можно преодолеть с помощью осторожного обращения с собой, второе - токсическая идея, которая будет со временем только ухудшать качество жизни.
Между первым и вторым очень тонкая грань, но она принципиальна.
о, ну тогда всё выглядит пооптимистичнее) я правильно понимаю что систему неосознанных верований? и если их осознать то есть шанс убрать это вообще? потому что есть именно физическая реакция, что меня в принципе и напрягает больше всего.
Грубо говоря, одно дело испытывать страх перед инициативой, и другое дело верить, что инициатива действительно наказуема. Первое - сложность, которую можно преодолеть с помощью осторожного обращения с собой, второе - токсическая идея, которая будет со временем только ухудшать качество жизни.
хмм... действительно очень тонкая грань. и мне пока непонятно что из двух у меня имеется, но похоже что таки токсичная идея. спасибо, будем копать дальше)
Соответственно и жизнь лучше строить учитывая этот опыт, но понимая что война прошла.
А вообще, я как-то читала про иностранца, купившего ЖД билет, и выяснилось, что карточки не принимают и приходилось ехать голодным так как нет налички, а сколько времени остановка непонятно так как языка не знает.
Для меня абсурд, я с собой беру стратегический запас налички, а старшее поколение берет стратегический запас еды и предпочитает приходить за два часа, а не за 15 минут.
Это тоже травматическое воспоминание или опыт?